(495) 150-38-16

Руководитель Федеральной службы по аккредитации Алексей Херсонцев принял участие в общественном обсуждении вопросов совершенствования национальной системы сертификации, которые состоялись 19 октября в МИА «РОССИЯ СЕГОДНЯ».

студия_ок

Руководитель Федеральной службы по аккредитации Алексей Херсонцев принял участие в общественном обсуждении вопросов совершенствования национальной системы сертификации, которые состоялись 19 октября в МИА «РОССИЯ СЕГОДНЯ».

В ходе мероприятия представители федеральных органов исполнительной власти, реального сектора экономики, малого и среднего бизнеса, общественных объединений, а также экспертного сообщества, обсудили перспективы применения знака национальной системы стандартизации, формирования национальной системы добровольной сертификации, механизмы предотвращения допуска на российский рынок контрафактной и фальсифицированной продукции, проблемы законодательства о техническом регулировании в части совершенствования процедур подтверждения соответствия. Также в центре внимания участников дискуссии оказались факторы обеспечения доверия потребителя к продукции и услугам на российском рынке.

Алексей Херсонцев подчеркнул, вопросы сертификации, наряду с вопросами повышения эффективности надзора на рынке, в действующей системе государственного регулирования обеспечения качества и безопасности продукции, безусловно, имеют ключевое значение. При этом, по мнению руководителя Росаккредитации не все из проведенных за последние 15 лет реформ, доведены до конца. И отметил, что поэтому речь необходимо вести о «доведении до ума начатого».

Руководитель Росаккредитации напомнил, что количество органов по сертификации в ходе первых пяти лет деятельности национального органа по аккредитации существенно сократилось. Только с 2014 по 2016 год общее количество органов по сертификации сокращено на 40 процентов – до 970 органов. При этом Алексей Херсонцев предложил исключить упоминание органов по сертификации из всех нормативных документов, в которых описываются процедуры декларирования, так как это упоминание исказило работу института декларирования в стране, а также ключевые задачи органов по сертификации. Реализация этого предложения также будет способствовать сокращению органов по сертификации и повышению качества работы оставшихся.

АИ_ОК

Так, по данным Федеральной службы по аккредитации, подавляющее количество деклараций в настоящий момент регистрируется через органы по сертификации. Растет число таких органов по сертификации, которые аккредитованы на подтверждение соответствия только тем техническим регламентам, которые вообще процедуры сертификации не предусматривают. То есть они занимаются только декларированием продукции - функцией, которую призван исполнять сам производитель, заявляя о соответствии своей продукции установленным требованиям. Алексей Херсонцев подчеркнул, что в этом случае нет нарушения закона и никто не будет против подобных посреднических услуг, но такие посредники не должны использовать статус органа по сертификации. Это искажает саму суть органов по сертификации, снижает компетентность работающих там специалистов, поскольку орган по сертификации в соответствии с законом в подавляющем большинстве случаев не отвечает за содержание декларации и состав доказательственных материалов, которые к ней прилагаются.

Позицию Росаккредитации по данному вопросу разделил и председатель Общественного совета при Федеральной службе по аккредитации Владимир Саламатов, который напомнил, что с появлением электронного сервиса регистрации деклараций на сайте ведомства процесс декларирования значительно упростился и стал доступнее. «Надо как можно быстрее эту тему закрывать, она просто не нужна. Мы действительно обогащаем какие-то организации, которые на самом деле получают деньги просто из кармана потребителя», - отметил он.

Ж и С_ок

Руководитель Росстандарта Алексей Абрамов отметил, что видит «объективную потребность в формировании новой национальной системы сертификации, построенной на передовых зарубежных практиках». По его мнению, сейчас в России созданы практически все, три из четырех, базовые элемента национальной инфраструктуры качества. «Это – стандартизация, это – аккредитация, это – метрология, и остался последний четвертый элемент, которого не достает – это элемент системы подтверждения соответствия системе сертификации», - сообщил он.

Обсуждая вопрос создания национальной системы добровольной сертификации, руководитель Росаккредитации подчеркнул, что должен быть решен и «вопрос о соотношении добровольного и обязательного». С нарушениями в обязательной сфере можно и нужно бороться повышением эффективности контроля на рынке, дисциплины органов по сертификации, испытательных лабораторий.

«Добровольная сертификация – это в первую очередь вопрос завоевания доверия потребителя и желания заказчика действовать добросовестно», - сказал Алексей Херсонцев. И обратил внимание участников обсуждения на то, что существует немало примеров, когда добровольные системы используются для злоупотреблений – в основном в тех случаях, когда это становится каким-либо регуляторным условием, например, условием входа на рынок. Яркий пример ухода от ответственности – использование добровольных систем при декларировании продукции.

Алексей Херсонцев также напомнил, что «реформа технического регулирования предполагала, что обязательные требования будут устанавливаться в технических регламентах, а ГОСТы - применяться на добровольной основе». На практике, в основном, этого не произошло. ГОСТы являются обязательными для применения к широкому спектру продукции, в отношении которой не приняты технические регламенты. «Да и в случае с техрегламентами органы по сертификации в большинстве случаев применяют именно ГОСТы для подтверждения соответствия продукции, то есть де-факто ГОСТы не стали добровольными или по крайней мере процесс подтверждения соответствия, который мы видим в обязательной сфере, завязан на ГОСТы», - сделал вывод руководитель ведомства. Эта ситуация заставляет более взвешенно подойти к идее национальной системы добровольной сертификации на ГОСТы, поскольку она рискует на практике превратиться в обязательную, а, значит, получит все те же самые проблемы, которые имеются сейчас в «обязательной» сфере подтверждения соответствия, и, кроме того, будет ее дублировать.

«Поэтому если мы хотим добровольной системе доверять, нужно понять, как она соотносится с обязательной, и в первую очередь с аккредитацией в национальной системе», - заключил руководитель Федеральной службы по аккредитации.

Также глава ведомства отметил необходимость изменения правил регистрации добровольных систем. Правила тех систем, аккредитацию в которых предполагается осуществлять через национальный орган по аккредитации, должны проходить полноценное согласование с Росаккредитацией. При этом в случае, если какая-либо добровольная система превращается в «отмывочную контору» и теряет доверие, автоматически должно прекращаться и её сотрудничество с Росаккредитацией.

В этой связи обсуждение нужно начинать с формулирования правил подтверждения соответствия, уровня требований к участникам добровольной системы, которые, по мнению главы Федеральной службы по аккредитации, должны быть более высокими, чем для обязательной сферы. «На мой взгляд, добровольная система должна добровольно принимать на себя повышенные обязательства в части проведения инспекционного контроля, повышенные требования к экспертам по аккредитации, все участники системы к ним должны иметь доверие», - сказал Алексей Херсонцев. Дополнительного обсуждения потребует и вопрос о месте национальной добровольной системы сертификации в ряду существующих добровольных систем.

Алексей Херсонцев также заострил внимание на текущих проблемах регламентации процедур подтверждения соответствия. Им сейчас законодательство уделяет недостаточно внимания. «Сейчас в практике нашей надзорной деятельности зачастую мы можем сказать органам по сертификации, что делать нельзя. Но никто не может им сказать, что делать можно и как нужно правильно работать», - констатировал руководитель Росаккредитации. Росаккредитация призывает максимально оперативно реализовать идею о наделении одного из органов государственной власти – Минпромторга, Росстандарта или Минэкономразвития – правом утверждать правила проведения сертификации.

Директор Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России Вадим Живулин поддержал мнение о том, что вопрос реформирования скорее вторичен, так какна сегодняшний день сохраняется проблема, связанная с отсутствием четких ориентиров и возможности у участников рынка определиться с тем, в какой же системе они должны продолжать работать. «Правильнее поговорить о том, каковы сегодня издержки участников рынка, может ли предлагаемая новая система помочь их минимизировать или же позволить конкурировать с недобросовестными участниками рынка. И только в этом случае у нее получится заявить о себе и стать действительно одной из таких основополагающих систем на ближайшее будущее», - отметил он.

Новость с сайта http://standart.org/news/FsaGov/9702